29 июня 2020

Замену лифтов ускорит господдержка

15 июня в Минстрое России состоялось совещание по поводу разработки инструментов государственной поддержки замены лифтов в ходе региональных программ капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

Как заявил 11 июня министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Владимир Якушев, упоминание о господдержке замены лифтов попало в общенациональный план восстановления экономики, в связи с чем Правительство России поручило Минстрою до 19 июня создать механизмы практической помощи. Их принципы обсуждались 15 июня.

Руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое, член президиума Общественного совета Сергей Чернышов напомнил, что лифты в жилищном фонде Российской Федерации, отработавшие назначенный срок службы, необходимо заменить до 15 февраля 2025 года.

Эта масштабная задача проистекает из содержания Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).

Проведенный Минстроем России анализ показал, что значительная часть субъектов не сможет вовремя справиться с ней без господдержки. Средств собственников, поступающих в фонды капитального ремонта (ФКР), часто оказывается недостаточно для этого, особенно сложна ситуация с заменой лифтов в домах, где средства на капремонт аккумулируются на специальных счетах.

Придя к таким выводам, Минстрой России обратился в Правительство, которое откликнулось и дало поручение министерству оперативно представить свое видение мер господдержки обновления лифтового парка.

По словам Сергея Чернышова, первоначально профессиональное лифтовое сообщество склонялось к идее субсидирования государством замены каждого лифта, однако Правительство указало другой вектор господдержки – это субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам на замену лифтов.

В его рамках выделяются два направления: 1) разработка собственно механизмов субсидирования процентной ставки; 2) изучение возможности лизинга лифтов в жилых многоквартирных домах.

По мнению специалистов, субсидировать процентную ставку целесообразно в двух случаях: 1) когда подрядчик привлекает кредит и предоставляет рассрочку оплаты для ФКР – тогда подрядчику или банку, предоставившему кредит, можно компенсировать процент в размере ставки рефинансирования (5,5%); 2) при факторинге, когда госбюджет компенсирует проценты по ставке рефинансирования факторинговой компании, выкупившей задолженность регоператора перед подрядчиком.

Что касается кредитования фондов капремонта и специальных счетов со стороны банковского сектора, то маловероятно, что господдержка придет сюда в ближайшее время. Хотя Минстрой методично занимается развитием этого направления деятельности, профессионалы увидели в нем большой объем рисков для банков и других неурегулированных аспектов.

С точки зрения экспертов, по ряду причин неприемлем в жилом фонде лизинг. Например, лизинговая компания не вправе при заключении договора с региональным фондом капремонта передать лифты в его собственность, т.к. в соответствии с Жилищным кодексом РФ лифт относится к общедомовому имуществу МКД.

В сфере ЖКХ лизинговая модель нежизнеспособна еще и потому, что вторичного рынка лифтов не существует, а лифт как предмет залога невозможно забрать из многоквартирного дома без острых социальных последствий.

Таким образом, отработанные отраслью проекты ускоренной замены лифтов, которые должны за счет готовящегося постановления Правительства получить государственное содействие, остаются верным средством выполнить до 2025 года важное требование техрегламента.

Если совместно с Минстроем лифтовикам удастся оперативно подготовить проект постановления, перед отраслью откроются новые возможности по увеличению рынка сбыта продукции, загрузке работой многотысячных коллективов специализированных лифтовых организаций, обеспечению безопасности и комфорта проживания граждан в МКД.

Источник: lift.ru

Яндекс.Метрика