В совещании 4 марта 2022 года участвовали представители компаний-создателей лифтов и лифтового оборудования, компонентов и комплектующих, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Технического комитета по стандартизации ТК 209, АДС «СО «Лифтсервис», Национального Лифтового Союза. Главной его темой стало сохранение и продолжение производства вертикального транспорта в нелегких экономических условиях.
Несмотря на определенные успехи в импортозамещении (эта политика проводится с 2014 года), в российской лифтостроительной индустрии все еще велика зависимость от некоторых наименований импортных изделий. В первую очередь это микроэлектроника, применяемая в станциях управления, лебедки и частотные преобразователи.
Как альтернативу западным поставщикам этой продукции принято рассматривать компании из ряда государств Юго-Восточной Азии. К сожалению, азиатские производители в той ли иной мере тоже опираются на западные, в первую очередь, американские технологии и лицензии (особенно в сфере создания микроэлектроники), поэтому спрогнозировать их поведение на фоне развернувшейся санкционной войны проблематично.
Специалисты РЛО спрогнозировали, что в ближайшем будущем все производители лифтов в России, которые прибегают к импортным узлам и компонентам, поневоле столкнутся с трудностями. Парировать их предполагается за счет локализации производства на территории нашей страны критически важных лифтовых узлов и компонентов, увеличения объемов их выпуска на действующих отечественных площадках.
С другой стороны, по мнению многих экспертов, в текущих реалиях гораздо менее актуальной стала потребность в подтверждении производства промышленной продукции (лифтов пассажирских) на территории Российской Федерации. Такое бремя на лифтостроителей накладывает Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. № 1485. Их и ранее не устраивала сложность процедуры и высокая стоимость получения соответствующего сертификата, а сегодня на первый план скорее выходит надобность пунктуально выполнить пункты уже заключенных контрактов и наполнить рынок нужным количеством товара.
Немало опасений вызвало ожидаемое негативное влияние растущей стоимости лифтов на темпы их замены в ходе региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД). На фоне этой тенденции еще более проблематичным кажется успешное выполнение требования Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) о полной замене всех не соответствующих техрегламенту подъемных устройств до февраля 2025 года. Одним из вероятных демпфирующих механизмов могло бы стать наделение субъектов Российской Федерации правом выбора между полной заменой и модернизацией лифтов в зависимости от размера доступных им финансовых ресурсов - такая точка зрения прозвучала на деловой встрече.
В то же время сами игроки лифтостроительного рынка надеются на государственную поддержку, например, в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, и рассчитывают на серию шагов по поддержке лифтостроительного сектора со стороны Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
В свою очередь, Ассоциация «РЛО» и Национальный Лифтовый Союз намереваются предпринимать все доступные им меры для стабилизации ситуации и безотлагательного доведения позиций производителей по тем или иным поводам до государственных структур.