«Вопрос лифтов в целом остро стоит на территории всей РФ. Ушли европейские бренды — открылись новые возможности для российского производителя», — говорит генеральный директор первого производства лифтового оборудования в Татарстане Гульшат Загидуллина. По ее словам, в некоторых регионах России устарело до 50% лифтового парка. Только к следующему году будут требовать замены 140 тыс. подъемников. Сейчас «Татлифт» готов выпускать до 1,5 тыс. единиц продукции в год, работает над автоматизацией производства и созданием собственных высокоскоростных лифтов и комплектующих. К 2030 году предприятие намерено вдвое нарастить мощности.
— Гульшат Альбертовна, совсем недавно состоялось долгожданное открытие завода «Татлифт». Честно говоря, 3–4 года назад не верилось, что получится реализовать все планы, потому что на пути у проекта одна за другой появлялись новые трудности. Теперь же мы видим готовые лифты с вашим фирменным стилем — все это показывает высокий уровень подхода к работе над этим производством.
— Да, путь был, мягко говоря, нелегкий. Когда мы только начинали проект завода «Татлифт», вступили в силу ковидные ограничения, следом произошел скачок курса доллара, а потом началась специальная военная операция. Вся команда работала над тем, чтобы наша продукция все-таки вышла с линий завода. И вот в конце апреля мы открыли производство. Сейчас идет процесс планомерного наращивания производства «Татлифт». Мы начали с 25 лифтов в месяц, но в мае увеличили этот показатель в два раза.
— Как оцениваете интерес к выпускаемой продукции?
— Вопрос лифтов в целом остро стоит на территории всей России. Ушли мировые бренды, но в то же время открылись новые возможности для российского производителя. Всего по России около 600 тыс. единиц лифтов, и в некоторых регионах до 50% устарел лифтовой парк. Только к следующему году будут требовать замены 140 тыс. лифтовых подъемников.
— А что касается Татарстана?
— Есть тенденция к ежегодному увеличению изношенности лифтового парка. В рамках региональной программы капитального ремонта с 2026 по 2043 год в республике подлежат замене более 12 тыс. лифтов. Кроме того, нужно понимать, что Татарстан занимает одну из лидирующих позиций в стране по вводу нового жилья. Надеемся, что потребность в наших лифтах здесь тоже будет расти.
— Да, сейчас в Татарстане строится 324 дома на 57 тысяч квартир, в основном это высотные дома, так что лифты нужны.
— Сейчас мы открыли только первую очередь производства мощностью до 1,5 тыс. единиц. В дальнейших планах — автоматизация производства, двукратное увеличение мощностей, строительство испытательной башни и развитие центра компетенций, где будут проходить обучение монтажники лифтового оборудования. Кроме того, в будущем на базе «Татлифта» откроется производство и необходимых комплектующих — систем управления, безредукторных лебедок, узлов безопасности. Мы создали для заказчика так называемое единое окно. Обращаясь к нам, клиент получает весь спектр поддержки — от проектирования и производства до поставки, монтажа и обслуживания.
— А для чего необходимо строительство испытательной башни?
— Испытательная башня нужна для работы с новой продукцией, которая появится в перспективе. Например, одна из целей «Татлифта» — производство высокоскоростных лифтов. Сейчас мы собираем лифты со скоростью от 1 до 2 метра в секунду, но скоростной лифт поднимается со скоростью до 5 метров в секунду. Важно понимать, что предприятие идет к локализации производства до 95% — это требование российского законодательства, без которого невозможно участвовать в государственных закупках. Собственные разработки комплектующих, в частности безредукторных лебедок, требуют особого контроля качества. Для этого и нужна испытательная башня.
— В этом году будете участвовать в программе капитального ремонта в качестве производителя лифтов?
— В рамках региональной программы по текущим контрактам в этом году планируем заменить 104 единицы лифтового оборудования. Кстати, у нас есть уникальное на сегодняшний день предложение для тех домов, которые копят взносы на капитальный ремонт на спецсчетах в банках. На индивидуальных условиях «Татлифт» готов заключать контракты с товариществами собственников жилья, управляющими компаниями.
— Как вы оцениваете место «Татлифта» среди других производств лифтового оборудования в России?
— Производство лифтового оборудования — довольно конкурентный рынок. Уход европейских брендов открыл новые возможности не только для российских производителей, но и производителей из Китая и Турции. Но еще раз подчеркну, что в стране с каждым годом объемы строительства только растут, а за ними и потребность в современных и качественных лифтах. У заказчика наших лифтов есть возможность заказывать и серийное оборудование, и оборудование с индивидуальным дизайном. Это, так скажем, наша фишка, потому что не у каждого завода есть в штате промышленный дизайнер. Кроме того, производство находится на М7 — трассе, связывающей всю среднюю Россию.
— А как бы вы оценили потребность в дизайнерских лифтах?
— Лифты с индивидуальным подходом к отделке особенно пользуются спросом у коммерческих застройщиков, потому что они находятся в конкурентной среде. Человек начинает выстраивать свое мнение о жилом комплексе с входной группы и непосредственно лифта, поэтому последний должен продолжать общую концепцию интерьера и даже восхищать смотрящего. В интерьере кабины могут применяться натуральный камень, стекло, разные схемы подсветки. Уже сейчас мы можем удовлетворить любой запрос.
— Пробежимся и по техническим характеристикам. Как вы можете описать современный лифт?
— Современный лифт — это в первую очередь история про комфорт его использования. Например, мы уже сейчас предлагаем к установке безредукторные лебедки, которые обеспечивают высокий коэффициент полезного действия и стабильную тягу при небольших затратах электроэнергии. Что это значит? Кабина плавно разгоняется и останавливается, едет практически бесшумно.
— Вы как-то рассказывали нам о системе «Умный лифт». Есть новые подробности?
— Тема цифровизации жилищно-коммунального хозяйства сейчас, думаю, активно обсуждается по всей России. С системой «Умный лифт» у нас будет возможность мониторить весь жизненный цикл нашего оборудования. Каждый лифт будет обмениваться данными с системой управления на заводе. И мы сможем в режиме реального времени прогнозировать поломки, давать рекомендации о замене комплектующих и обслуживании лифта. На втором этапе развития у нас появится собственная разработка системы «Умного лифта» и «Татлифт» станет настоящим помощником управляющих компаний.
— «Татлифт» пока единственный лифтовой завод полного цикла в Татарстане. Наверное, для комплектации предприятия кадрами пришлось поискать компетентных специалистов по всей стране?
— Для работы на предприятии мы приглашали сотрудников из разных регионов, потому что для некоторых задач требовались люди с уже действующих лифтовых заводов — это конструкторы, сотрудники отдела обслуживания и весь руководящий состав. На производстве к опытным мастерам прикрепляются бригады местных специалистов. Так сформировалась некая модель наставничества, когда люди, имеющие опыт в работе с производством лифтового оборудования, направляют и других сотрудников предприятия. Здесь уже трудятся как татарстанцы, так и мастера из Республики Беларусь и других регионов России: Свердловской, Кировской областей. Одна из первоочередных задач «Татлифта» — сохранить эти кадры, для чего мы уже приобрели землю для строительства целого коттеджного поселка для сотрудников предприятия и их семей. Надеемся, что получится некий лифтовой городок — первый в России!
— Вы ранее сообщали, что ваша команда находится в активной фазе поиска золотых рук: технических специалистов, инженеров, технологов. Как сейчас обстоят дела с поиском кадров и сколько сейчас сотрудников трудится на предприятии?
— Мы удивительно быстро набрали необходимый штат сотрудников. Например, в декабре прошлого года должны были найти порядка 40 человек, что выполнили без особых трудностей. К слову, сформировался довольно молодой коллектив: средний возраст наших сотрудников — около 40 лет. Для второй очереди предприятия нам уже сейчас необходимы кадры для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — это инженеры и технологи. Сейчас на производстве «Татлифта» трудится около 100 человек. До 2025 года планируется создание 200 рабочих мест, а в перспективе до 2030 года — до 300 рабочих мест.
Валерия Купцова.
Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/633052