Лифт – незаменимый атрибут современных высотных зданий и торговых центров, ставший настолько привычным, что мы редко задумываемся об его истории. Удивительно, но первые документальные свидетельства о подъемных механизмах датируются I веком до нашей эры, когда знаменитый римский инженер Марк Витрувий Поллион описал принципы их работы. Погрузимся в мир лифтов и раскроем 10 малоизвестных фактов об этом удивительном изобретении.

Факт №1: Первый прототип лифта построил Архимед

Самый первый подъемный механизм, который по принципу работы отдаленно напоминает привычный нам лифт, создал древнегреческий математик, физик и инженер Архимед приблизительно в 236 году до нашей эры. Считается, что примитивные подъемники использовали еще в середине VI века в монастыре Святой Екатерины в Египте, известном как Синайский мужской монастырь, а также в XVIII и XVII веках в Виндзорском замке в Великобритании и в одном из парижских дворцов. Позднее, в 1861 году, мир увидел первый электрический лифт с системой задержки машины в шахте при обрыве каната, а в 1867 году на Всемирной Парижской выставке продемонстрировали гидравлические лифты, которые затем использовали на Эйфелевой башне.

Факт №2: Первый электрический лифт поднимался на 22 метра за 11 секунд

Первый электрический пассажирский лифт создала немецкая компания Siemens&Halske в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд, и эта скорость впечатляла многих современников. Устройства этой компании покупали не только в Европе, но и в Российской империи. Например, в Доме Мертенса на Невском проспекте до сих пор работает лифт Siemens&Halske, установленный в 1907 году. Его кабина — из красного дерева, а внутри — диванчик, обтянутый красной кожей.

Факт №3: Первый российский лифт изобрел Кулибин

Первый в Российской империи пассажирский подъемный механизм появился в Санкт-Петербурге. Известный изобретатель Иван Кулибин в 1795 году разработал конструкцию винтового пассажирского лифта для Зимнего дворца, чтобы 66-летняя на тот момент императрица Екатерина II не тратила силы на ходьбу по лестницам. Также к первым подъемным механизмам, применяемым в дореволюционной России, можно отнести обеденный стол на 14 персон в Петергофе. Его установили еще при Петре Великом и поднимали на разные этажи с помощью особого приспособления.

Факт №4: В Москве первый электрический лифт появился в доходном доме

Первый электрический лифт в Москве установили при императоре Николае II в 1901 году в доходном доме на Рождественском бульваре. Массово же внедрять в гражданское строительство в стране начали только в послевоенные годы в 1949 году, когда Совет Министров СССР принял постановление «Об организации производства лифтов». Лифты в выносных стеклянных шахтах первым в России (тогда в СССР) придумал архитектор Иван Жолтовский. Они появились почти во всех его послевоенных жилых постройках, в том числе в доме Высшего совета народного хозяйства на проспекте Мира в Москве.

Факт №5: Систему ловителей создал американец Элиша Отис

Так называется система безопасности, и разработал ее американский конструктор Элиша Грейвс Отис. Она задерживала груз при обрыве троса или каната, что было залогом безопасности подъемного механизма. Свое изобретение Отис презентовал в 1854 году на выставке в Нью-Йорке необычным способом, заставив публику содрогнуться: он встал на открытую платформу подъемника и приказал помощнику обрубить удерживавший ее трос. На удивление зрителей разработчик остался на месте и не провалился в шахту. Это стало важным шагом в развитии лифтового оборудования.

Факт №6: Самый высокий лифт в России — в Москва-Сити

Самый высокий пассажирский лифт в РФ ожидаемо находится в столичном деловом центре Москва-Сити, в «Башне Федерация». Кабина лифта следует со второго подземного на 94-й этаж без остановок и поднимается на высоту 355 метров. Более того, лифты «Башни Федерация» считаются еще и самыми быстрыми: их скорость достигает 8 метров в секунду, и на момент их установки в России оборудования с аналогичными характеристиками не было.

Факт №7: Лифт — самый безопасный «транспорт»

Ежедневно лифтами пользуются около 85% жителей городов вне зависимости от их статуса или возраста, а это примерно 8 из 10 жителей Земли. Один среднестатистический лифт совершает за год 61 тыс. поездок и находится в движении 1 278 часов. За это время он преодолевает расстояние в 10 тыс. километров и перевозит 9 тыс. тонн груза и пассажиров. Несмотря на распространенные в кинематографе мифы, поездка в лифте в десятки раз безопаснее, чем на велосипеде, автомобиле, самолете или поезде. Согласно статистике, риск попасть в аварию на лифте в 2 тыс. раз ниже, чем в маршрутке, автобусе или личном авто. Кроме того, современные кабины делают огнестойкими и даже приспособленными для работы во взрывоопасных зонах.

Факт №8: У лифтов есть элементы безопасности

Лифты производят по очень строгим правилам и стандартам. Более того, для безопасности пассажиров предусмотрено сразу несколько систем, таких как ограничители скорости и ловители, которые останавливают кабину, если ее скорость слишком высокая. Помимо этого, лифты оборудованы грузовзвешивающим устройством — оно не дает перегруженному «транспорту» двигаться. И фотобарьером, благодаря которому двери лифта не закроются, а кабина не поедет при наличии препятствия в дверном проеме.

Факт №9: Зеркала в лифтах висят не для красоты

Наверняка многие обращали внимание на наличие зеркал в лифтах. Однако установили их там не просто так. По одной из версий, в начале ХХ века менеджеры делового центра стали жаловаться на медленное движение лифтов. Они уже достаточно устарели, а модернизировать их было слишком дорого. Основатель русско-американской социологической школы Иван Сорокин предложил повесить в кабинах зеркала и названия моделей лифтов. И это сработало — жалобы прекратились. Более того, менеджеры даже стали говорить, что лифты теперь ходят быстрее, хотя на самом деле это было не так. А секрет в том, что пассажиры во время движения в кабине просто были заняты тем, что разглядывали себя в зеркале и читали установленные таблички. Такое простое решение взяли на вооружение и стали использовать дальше. Также зеркала визуально увеличивают пространство лифта, помогая людям, страдающим клаустрофобией, преодолеть свои страхи. А еще они позволяют видеть все происходящее в лифте — это крайне важно, когда речь идет о безопасности пассажиров. В конце концов, человек отвлекается, просто смотря на себя перед выходом из дома. В дополнение зеркала способны помочь людям с ограниченными возможностями: например, задним ходом на колясках легче выезжать, глядя в отражение.

Факт №10: Грузоподъемность лифта зависит от площади пола

Грузоподъемность лифта рассчитывается исходя из полезной площади пола в кабине. При этом условная средняя масса человека — 80 кг. Сегодня самый обычный пассажирский лифт в многоквартирном доме, как правило, способен поднять 400 кг, что равно пяти взрослым пассажирам. Вместимость кабины рассчитывается по количеству человек либо делением числа номинальной грузоподъемности лифта на 80 с округлением полученного результата. Все характеристики лифтов — размеры, соотношение грузоподъемности, высоты и другие — зафиксированы ГОСТом. Кстати, не совсем корректно называть лифты большей грузоподъемности в вашем доме «грузовыми», поскольку это все те же пассажирские лифты, только большего размера, так как рассчитаны на перевозку восьми-13 человек. В торгово-офисных зданиях можно встретить лифты грузоподъемностью на 1,6 тыс. и даже 2 тыс. кг. Они способны перевозить до 25 пассажиров, при этом площадь пола составляет до 4 «квадратов».

 

Источник: https://blog.domclick.ru/novosti/post/10-faktov-o-liftah-kotorye-mogut-udivit

Фото: freepik 

Sections of the exhibition

elevators
of all types
escalators
lifts
for the disabled
installation
and service
parking lifts
and automatic parking system
lifting
equipment
control
systems
certification
Participants:
76
exhibitors
10
countries
Visitors:
> 3200
specialists
11
countries

About us

Tommaso Sala
Communications Manager
Wittur
«The Russian Elevator Week is a great platform to network with all the elevator industry’s key players in Russia and neighboring countries. The event has positively grown, becoming one of the top exhibitions in the elevator world»
Mikhail Budnev
General Director
En-El company
«The main purpose of participation in this key event is to show the domestic elevator industry new, modern and effective solutions for elevators of any class»
Sergey Chertkov
Deputy General Director
Mogilevliftmash
«As the experience of participation in the exhibition "Russian elevator week" shows, this event is the only one in Russia to demonstrate the latest developments and services»
Яндекс.Метрика